Количество и состав педагогического персонала
В гимназии работает стабильный высокопрофессиональный коллектив, который обеспечивает качественное преподавание предметов на повышенном уровне, внедряет новое содержание образования и современные технологии обучения.
Гимназия полностью укомплектована педагогическими кадрами. Образовательный уровень работников школы высокий. Из общей численности педагогических работников базовое высшее образование соответствующее преподаваемым дисциплинам имеют 84,5 %. Остальные педагоги имеют высшее или среднее специальное образование, прошли курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки работников образования. Основная часть педагогических работников (62%) принадлежит к возрастной группе до 50. Молодые специалисты составляют 4% коллектива. Высшую квалификационную категорию имеют – 45,2 % (высшую и первую – 91,8%).
В целях достижения эффективности управления научно-методической работой в гимназии были сформированы и работают 8 методических объединений: учителей русского языка и литературы; истории и обществознания; математики и информатики; естествознания; эстетического цикла, физкультуры, технологии, ОБЖ; иностранных языков; начальной школы; классных руководителей.
Организационная структура методической работы в гимназии включает в себя
· тематические педагогические советы;
· методический совет;
· методические объединения учителей.
При планировании методической работы гимназии педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед гимназией:
1. Работа учителей над темами самообразования.
2. Постоянно действующий семинар (изучение новых педагогических технологий, открытые уроки, внеклассные мероприятия).
По данным внутришкольного контроля, стабилен рост показателей профессиональной деятельности учителей по позициям:
· владение содержанием учебных программ, новых подходов в изучении предметов;
· знание методик и методов работы.
Приоритетные направления деятельности методических объединений соответствуют целям и задачам, определенным Образовательной программой гимназии. Одним из приоритетных направлений методической работы школы является создание эффективной системы мер по развитию профессиональных компетенций педагогов, в том числе, повышению уровня управленческих компетенций учителей гимназии. Единая методическая тема «Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности обучающегося как основа социального становления ребенка в условиях многопрофильной гимназии» отрабатывается по следующим направлениям:
· усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование личности ребенка;
· готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
· создание эффективной системы мер по развитию профессиональных компетенций педагогов;
· выстраивание мониторинга успешной деятельности школы с учетом образовательного успеха каждого ученика.
· освоение здоровьесберегающих образовательных технологий, укрепление и сохранение
здоровья учащихся;
· изучение и внедрение в педагогическую практику личностно ориентированных технологий;
· совершенствование работы с одарёнными детьми.
Каждый педагог имеет собственную тему самообразования, которая утверждается на заседании методического объединения и логически связана с единой методической темой школы.
Методическая работа ведется в разнообразных формах:
· мастер-классы;
· предметные недели для учащихся;
· методические недели;
· семинары для педагогов города,
· участие в городских, областных конференциях, круглых столах;
· публикации в педагогической прессе;
· накопление банка авторских методических разработок в методическом кабинете;
· действующие семинары по приоритетным направлениям
Педагогическим советам в школе уделяется особое внимание, потому что именно через них осуществляется эффективная обратная связь, позволяющая выслушать и учесть мнение каждого участника образовательного процесса, принять правильное управленческое решение. В гимназии действует система подготовки и проведения педагогических советов. Все педагогические советы носят методическую составляющую и направлены на решение актуальных задач развития гимназии. Они все логически взаимосвязаны, подчинены решению единой проблемы.
При анкетировании педагогов 72% учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования отметили педагогические советы как наиболее важные, полезные, значимые события года.
Обеспечение индивидуальной работы с молодыми учителями
Ежегодно педагогический коллектив гимназии пополняется молодыми специалистами. В гимназии отрабатывается система индивидуального методического сопровождения молодых учителей:
к каждому молодому специалисту прикрепляется учитель-наставник;
для молодых специалистов и вновь пришедших учителей в сентябре и октябре проводится семинар «мастер-класс для молодых»;
администрацией организовано посещение уроков с целью оказания методической помощи в преподавании предмета;
знакомство с требованиями ведения гимназической документации, особенностями организации учебного процесса и воспитательной работы с классными коллективами, знакомство с традициями;
активное вовлечение во все мероприятия гимназии.
В конце учебного года через анкетирование осуществляется обратная связь с молодыми учителями, по итогам которой отмечается высокая степень удовлетворенности молодыми специалистами своей работы в гимназии. Результаты адаптации молодых учителей в школе – высокие оценки открытых уроков на методических неделях, положительная динамика успеваемости учащихся классов, высокая активность учителей в школьных мероприятиях.
Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров
За последние 3 года работники гимназии повысили квалификацию через следующие формы:
1. Курсы повышения квалификации при КИНПО – 95%.
2. Дистанционные курсы по предметам - 19 %.
3. «Теория и практика управления образовательным учреждением» - 5 заместителей директора УВР.
4. Курсы по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» - директор и 3 его заместителя.
5. Курсы по использованию ИКТ (владеют компьютером 98% педагогов).
Все преподаватели, ведущие профильные предметы, имеют высшую и первую квалификационную категорию.
Эффективность профессиональной деятельности педагогов в связи с повышением квалификации определяется различными системами мониторинга достижений учителей, такими как:
качество образовательной деятельности;
учение формировать способы деятельности учащихся;
умение представлять свой опыт работы;
умение представлять, оформлять на обобщенном уровне свой опыт.
В 2013-2014 учебном году педагоги гимназии активно участвовали в работе ГМО, семинарах, вебинарах, открытых уроках, online-конференциях разных уровней, в том числе в рамках деятельности Российского гимназического союза.
С 2012 года на базе гимназии работает Региональная инновационная стажировочная площадка по проблеме «Формирование универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС НОО и ООО». Для этого специальное обучение прошли три учителя-модератора, директор гимназии, заместители директора по УВР; повысили квалификацию на курсах в КИНПО учителя-предметники, работающие на II-ой ступени обучения.
С 2018 года гимназия стала стажировочной площадкой по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Таким образом, кадровые ресурсы гимназии на сегодняшний день оптимальны и укомплектованы.